Корзина
154 отзыва
Контакты
Ткани и швейная фурнитура
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или физического лица-предпринимателя.
+38067440-66-52
+38044428-08-21
Бушуева Валентина Николаевна
УкраинаКиевул. Тимошенко, 15г, к. 2604212
Карта

Парча

Парча

Парча всегда ценилась на вес золота, причем стоила она в несколько раз дороже него. Производство одного отреза требовало времени, терпения, тяжелого физического труда и финансовых затрат. В старину наряду с шелковыми нитями для создания парчи...

Парча всегда ценилась на вес золота, причем стоила она в несколько раз дороже него. Производство одного отреза требовало времени, терпения, тяжелого физического труда и финансовых затрат. В старину наряду с шелковыми нитями для создания парчи использовалось золото, серебро и драгоценные камни.
В России парча всегда была настоящим символом великолепия и власти. Наперекор европейской моде российские дамы надевали парчовые платья на официальные приемы даже в XIX в. Среди российских фабрик, производивших парчу, особенно славилась фабрика братьев Алексеевых, один из которых, Константин, впоследствии стал всемирно известным реформатором театра и вошел в историю под псевдонимом Станиславский.
Исторической родиной парчи по праву считается Китай, где шелк — это не просто атрибут респектабельной жизни и предмет роскоши, но еще и тысячелетняя история, которой гордятся все без исключения жители. Легенда гласит, что китайская принцесса Си Линши уронила кокон тутового шелкопряда в чашку с чаем, когда жарким летним днем 2640 г. до н. э. отдыхала в тени раскидистой шелковицы. И все последующие века мимолетная жизнь невзрачного червячка и производство шелка из него были одной из самых тщательно охраняемых государственных тайн Поднебесной. Шелк всегда был привилегией китайских императоров, сыновей Неба, их жен и наложниц, многочисленных евнухов и чиновников. Китайских императоров облачали в особую парчу юнь — самую роскошную ткань, которую знало человечество, и создание которой было настоящим искусством. Производство такой ткани — удивительно трудоемкая операция, которую не могут выполнять машины. Как правило, она ткалась из шелка, золота, серебра, в нее добавлялись перья более 100 видов птиц. Только для одного церемониального платья императора Ваньли из династии Мин (1368-1644 гг. ) парчу ткали около 13 лет. Сияющее мириадами красных солнечных лучей, это платье, произведенное без оглядки на стоимость, потрясает. Для рисунка с драконами и облаками использовались павлиньи перья и разноцветные нити. Блеска добивались, вкрапляя в шелк драгоценные камни. Соединение различных материалов было способно давать удивительные оптические эффекты, например, при взгляде на платье с левой стороны дракон кажется пурпурно-синим, а если зайти справа, он оказывается зелено-черным.
Ткацкий станок для парчи юнь представляет собой сооружение длиной 6 м, шириной 1,5 м и высотой 4 м, на котором работают одновременно два человека. Один из них — «читатель» — находится на вершине станка и читает информацию, составленную дизайнером в форме тысячи узлов. Разгадав значение очередного узла, «читатель» поднимает одну или две из шелковых нитей, связанных с тысячами утков золотых, серебряных и шелковых нитей, закрепленных на другом конце станка, и таким образом дает понять другому ткачу, когда и куда двигать челнок. Работа «читателя» относительно легкая по сравнению с работой находящегося внизу ткача, который должен, внимательно следуя полученным инструкциям, найти необходимую нить утка, наступить на одну из 15 педалей, связанных с ними, передвинуть челнок, выбрать несколько из более чем 60 видов шелковых нитей и намотать их вокруг этих шелковых или золотых нитей. Все эти действия должны производиться одновременно и мгновенно — за пятую часть секунды. Два опытных ткача за 10 часов работы в лучшем случае производили 6 см парчи. При этом им рекомендовали быть спокойными и избегать любых эмоций. Вот почему на создание одного отреза ткани уходило от трех до десяти лет. Умиротворенное состояние духа позволяло сохранить одинаковую толщину парчи по всей длине отреза и помогало создать симметричный рисунок. В противном случае ткачей наказывали быстро и безжалостно: за нарушение симметрии грозила смертная казнь. При династии Цин в Нанкине, центре производства парчи, было 30 тыс. станков с 300 тыс. работающих, а сегодня за выживание борется единственный в стране исследовательский центр, ведь позволить себе такую роскошь могли лишь сыновья Неба.
Само слово парча происходит от персидского «парче» и в переводе означает «материя». В страны Малой Азии искусство производства этой поистине царской ткани было завезено из Китая и принесло им мировую славу.
Самая великолепная парча производилась в сирийском городе Дамаске. Производство парчи положило начало дамасскому ткачеству, которое бурно развивалось в IX-X вв. н. э. Город купцов в то время уже два века находился под исламским господством, особенности которого наложили отпечаток на декоративное искусство в целом и на орнамент тканей в частности. Никто из рабов — работников мануфактур не мог выдать секрета производства этой уникальной ткани, поскольку им вырывали языки. Но несмотря на это, ткацкое мастерство все же вскоре достигло Константинополя, крупнейшего средневекового торгового центра Европы, города, развивавшего свои торговые связи не только с Дамаском, но и со всеми важнейшими странами Западной Европы. Именно из Византии нормандский король Роджер выписал для своей роскошной резиденции в Палермо большое количество прядильщиков и ткачей. В 1140 г. у него уже была собственная мануфактура. А из Палермо ткацкое искусство распространилось по всей Нижней и Верхней Италии. Из Византии, Франции, Фландрии и Голландии дамастовая ткань попала в Германию, где производство получило особое распространение в районе Билефельда, в землях Саксонии и Силезии.
Благодаря Фридриху и Кристофу Ланге, которые в 1666 г. привезли из Голландии станок для производства дамастовых тканей, с этого года и до XIX в. в Гросшенау было соткано больше дамастовой ткани, чем в любом ином месте Германии. Работая на около 1000 станков, усердные ткачи ткали прежде всего дорогостоящие дамастовые ткани, предназначенные для домов европейских господ. Станок представлял собой один из самых сложных механизмов, когда-либо созданных человеком, и отдаленно напоминал свой древнекитайский прототип. Поскольку механизм требовал больших затрат физического труда и в день выпускалось около 20 см материи, то цена за отдельные столовые наборы доходила до нескольких десятков тысяч талеров. Дошедший до нашего времени столовый набор герцога Альбы, состоящий из 250 салфеток, трех больших скатертей и шести поменьше, поражает своим великолепием, роскошью и огромным количеством узоров. Только очень обеспеченные люди могли позволить себе приобрести дорогостоящую дамастовую ткань, экспортирующуюся в основном за границу.
С помощью новой жаккардовой техники, появившейся в 1805 г. благодаря Джозефу Мари Жаккарду, дамасское ткачество приобрело новый размах и подъем в странах Западной Европы. Стало возможным массовое производство дамастовых тканей, предназначенных для пошива скатертей, покрывал, позже — мебельной ткани, а также тканей, предназначенных для одежды, стеганых одеял и занавесок. Их качество практически не отличалось от качества дамастовых тканей, произведенных в самом Дамаске. А количество тканей, производимых ручным способом, не могло сравниться с количеством, сотканным с помощью механизированного оборудования. Через очень короткий промежуток времени ткани, привозимые из Дамаска, перестали играть свою главенствующую роль на мировом рынке. Строго говоря, термин «дамастовая ткань» был техническим и объединял в себе все ткани с фигурным узором, сотканные с применением техники соединения. Сегодня под ним понимается любая высококачественная жаккардовая ткань, произведенная по упрощенной технологии с большим количеством узоров, которые образуются благодаря по¬очередному переплетению нитей основы и утка. «Настоящая» дамастовая ткань — это узорчатая ткань с атласным переплетением, в которой фон образован нитями основы, а сам узор — нитями утка или наоборот. Солнечный свет, попадая на дамастовую ткань, отражается, и перед нами предстает образец элегантности, с особым, свойственным только ей блеском, благодаря тончайшим высококачественным нитям и специальному оборудованию, на котором она изготавливается.
Для производства парчовой дамастовой ткани с характерным шелковым блеском применяют только хорошо расчесанную пряжу из чистого хлопка. Причем на 1 см ткани должно приходиться как минимум 88 нитей (узлов). Сейчас такие ткани применяют в основном для производства постельного белья и столовых комплектов.
В 1870 г. производство «настоящей» дамастовой ткани, произведенной ручным способом, прекратилось, вытесненное более практичными и дешевыми жаккардовыми тканями. Машинное производство заменило ловкие руки мастера, которые создавали настоящие произведения тканого искусства, вдыхая жизнь в кусок материи.

Другие статьи