Корзина
146 отзывов
Контакты
Ткани и швейная фурнитура
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или физического лица-предпринимателя.
+38067440-66-52
+38044428-08-21
Бушуева Валентина Николаевна
УкраинаКиевул. Тимошенко, 15г, к. 2604212
Карта

Текстильный терминологический словарь (К)

Текстильный терминологический словарь (К)

Казинет

хлопчатобумажная или шерстяная одноцветная ткань саржевого переплетения. Казинет из шерстяной пряжи был тканью для форменной одежды нижних гражданских чинов, поэтому с ним всегда было связано представление о невысоком общественном положении.

Каландр

(франц. Calande, от calandrer — прокатывать, лощить) — машина или ее часть, состоящая из системы валов (от 2 до 20), между которыми пропускают материал (ткань, бумагу, резину и др. ) для придания ему плотности, гладкости, лоска, нанесения тиснения рисунка или узора. Каландр применяют в текстильной, бумажной и резиновой производствах, при изготовлении полимерных пленок.

Каландрирование

процесс обработки материалов (ткань, бумага, резина) на каландре. В бумажном производстве каландрирование осуществляется на машинных каландрах, устанавливаемых в конце сушильной части бумагоделательной машины, или на отдельно стоящих суперкаландрах. Бумага, обработанная на суперкаландре, называется каландрированной или лощеной; бумага, пропущенная через машинный каландр и имеющая меньший глянец, — бумагой «машинной гладкости». Гладкость бумаги, получаемая при каландрировании, зависит от рода валов (она более высока при сочетании чугунных и бумажных валов), их температуры (при нагревании гладкость повышается), состава и влажности бумаги (бумага, содержащая больше каолина, лучше каландрируется), а также давления между валами каландра. Каландрирование в резиновом производстве применяется для изготовления резиновых листов и пластин различной толщины, для пластификации и нагревания резиновой смеси, для промазки ткани резиновой смесью и др. В текстильном производстве путем каландрирования уплотняют хлопчатобумажные, льняные, джутовые и др. ткани, придают им блеск, наносят тисненый рисунок.

Камвольное прядение

(от нем. Kammwolle — чесаная, гребенная шерсть) — гребенное прядение шерсти.

Камка

тонкая шелковая ткань с разнообразными по композиции узорами, как правило, одноцветная. Отличительной особенностью камки было сочетание блестящего узора и матового фона, а изнаночная сторона ткани имела блестящий фон и матовый узор. Камки бывали и «двуличными», т. е. двухсторонними, при этом они были более сложной текстуры, позволяющей спрятать изнаночную поверхность в толщу ткани. Игра шелковых нитей создавала ощущение переливчатости, богатства оттенков в зависимости от характера освещения. Ткань выглядела столь же драгоценной, что и парча. Камка известна на Руси очень давно. Знаменитый купец и путешественник Афанасий Никитин упоминает камку среди хорошо известных русским купцам товаров. В технике камки в XIX веке ткались многие сорта материй из различного, не только шелкового, волокна. Большое распространение получили камчатные полотна из льна, которые успешно конкурировали на международных рынках с знаменитым голландским столовым бельем (см. дама). Слово «камка» для шелковых, хлопчатобумажных и шерстяных тканей практически не употреблялось в XIX веке, так как сложились иные названия.

Камлот

шерстяная, а в XIX веке и хлопчатобумажная ткань. Дорогие сорта камлота ткали из верблюжьей или ангорской шерсти с примесью шелка, дававшей рыхлое, мягкое полотно. Камлот носили мужчины и женщины. Более дешевые сорта камлота изготавливались из хлопчатобумажного волокна. Причем основа натягивалась в две нити обязательно черного цвета, так что название камлот предполагает только темную окраску материи. Сведения о происхождении названия ткани камлот противоречивы. Одни источники связывают происхождение этого слова с арабским названием сорта верблюжьей шерсти, а другие — с названием реки Камлот в Шотландии, где был знаменитый центр по производству шерстяных тканей.

Канат

гибкое изделие, изготовленное из стальной проволоки, нитей, пряжи (каболок) из волокон растительного, синтетического или минерального происхождения. По способу изготовления канаты подразделяются на крученые или витые, невитые, плетеные. Стальные канаты изготовляют из проволок диаметром 0,5 — 2 мм круглого или фасонного сечения. Витые круглые канаты могут иметь одинарную (спиральную), двойную (тросовую), тройную (кабельтовую) свивку. Комбинированные винтовые канаты изготовляют чаще всего из пеньки и стали. Невитые канаты состоят из плотно уложенных групп стальных проволок или спиральных канатов, обжатых спиральной обмоткой или зажимами. Плетеные канаты изготовляют из четного числа (обычно четырех) переплетенных прядей. Неметаллические канаты свивают из волокон пеньки, хлопка, полипропилена, капрона, нейлона и др.

Канаус

ткань из шелка-сырца, то есть неотбеленной и некрученой пряжи золотистого цвета. В середине XIX века ценилась довольно высоко, особенно дорогой считалась для постельного белья, так как существовали более дешевые сорта тканей. В других социальных слоях русского общества канаус использовался в качестве ткани для одежды, особенно это было свойственно купечеству, тяготевшему к национальным типам костюма.

Канва

(франц. canevas), сетчатая сквозная хлопчатобумажная, реже льняная ткань из крученой пряжи, отбеленная или подкрашенная, сильно аппретированная. Вырабатывается полотняным или перевивочным переплетением. Применяется как основа или трафарет для вышивания, иногда в качестве прокладочного материала в одежде.

Канифас

плотная хлопчатобумажная ткань, чаще однотонная, реже набивная или с текстильным орнаментом в виде полос. Известна в России с Петровского времени. Сортов канифаса очень много. Некоторые из них использовались как ткань для парусов. Разновидностями канифаса были базин, базин-рояль и др. Благодаря своей прочности, канифас был излюбленной тканью бедноты в больших городах. Изделия из канифаса назывались то канифасными, то канифасовыми.

Капрон

принятое в России торговое название поликапроамида и волокон из него (см. Полиамидные волокна).

Карбоновые кислоты

органические кислоты, — органические соединения, содержащие одну или несколько карбоксильных групп (-СООH). По числу этих групп подразделяются на моно-, ди-, три— и поликарбоновые (соответственно одно-, двух-, трех— и многоосновные кислоты). Монокарбоновые кислоты алифатич. ряда часто называются жирными кислотами (многие из них входят в состав жиров) карбоновые кислоты как правило, значительно слабее, чем неорганические кислоты. Важнейшие производные карбоновых кислот, которые образуются при замещении в СООН — группе атома водорода или ОН — группы, — соли (RCOO) n М (М — металл), ангидриды (RCO) 2O, сложные эфиры RC (O) OR, амиды RC (O) NH2, нитрилы RC=N (R,R— органические радикалы). Карбоновые кислоты имеют разнообразное промышленное применение (производство красителей, лекарственных средств, витаминов, полимеров и т. д. ) и важное биологическое значение.

Кардное прядение

(от франц. Carde — чесальная машина) — получение пряжи из чесальной ленты или ровницы с использованием различных по длине волокон. Пряжа кардного прядения отличается повышенной неравномерностью по линевой плотности, по крутке, по относительной разрывной нагрузке. Особенность кардного прядения — отсутствие процесса гребнечесания волокон.

Кардолента

(от франц. Carde — чесальная машина), игольчатая лента, — лента со сплошной игольчатой поверхностью, предназначена для обтяжки расчесывающих органов чесальных машин прядильного производства. Кардолента заменяется цельнометаллической пильной лентой.

Кармазин

сукно очень высокого качества из лучших сортов шерсти, окрашенной в ярко-красный цвет. Шерсть воспринимает красители иначе, чем другие виды волокон, поэтому характерный оттенок красного цвета, особенно яркий тон, определяли как кармазинный. Кармазин вышел из употребления в начале XVIII века.

Кастор

тончайшей выработки сукно самых разных цветов. Касторовый — сделанный из кастора. Лучшими касторами XIX века считались ткани, произведенные во Франции, Бельгии и Голландии. Кастор использовался для производства шляп, перчаток и даже чулок. В отличие от обычных сукон, кастор имел ворс только на изнаночной, а не на лицевой стороне. Его изготавливали из пряжи с примесью бобрового или козьего пуха. Цена кастора определялась прежде всего качеством сырья. Лучшим шляпным кастором считался марселет — это название использовалось для обозначения касторовых шляп высшего качества и является производным от названия г. Марселя во Франции.

Катионные красители

группа основных красителей, соли четвертичных аммониевых оснований. Образуют окраски различных цветов, устойчивые к свету и мокрым обработкам. Применяются для крашения полиакрилонитритных волокон.

Кашемир

легкая шерстяная, полушерстяная или хлопчатобумажная ткань саржевого переплетения. Обычно кашемир изготовляется гладкокрашеным из гребенной шерстяной пряжи. Используется для пошивки женских и детских платьев и др. Кашемир получил название от так называемых кашемирских (кашмирских) шалей (ткань которых он напоминает), вырабатывавшихся из тонкой козьей шерсти в Кашмире.

Кашмилон

См. Полиакрилонитрильные волокна.

Кевлар

См. Полиамидные волокна.

Кенаф

однолетнее растение, возделываемое для получения лубяного волокна, из которого вырабатывают пряжу для изготовления упаковочных тканей, крученых нитей и крученых изделий (шпагатов, веревок, канатов и т. п. ).

Кеттельная машина

(от нем. Ketteln — соединять петли) — машина для соединения (кеттлевки) открытых крайних петель частей трикотажных изделий (чулок, носков и др. ) кеттельным швом, по структуре и свойствам близким к трикотажу.

Киндяк

хлопчатобумажная ткань с набивным узором. В XIX веке употреблялась главным образом на подкладку. На Руси эта ткань высоко ценилась за тончайшие набивные узоры. Афанасий Никитин упоминает киндяк среди тканей, производимых в Камбее (порт в заливе Индийского океана). В XIX веке набивные хлопчатобумажные ткани уже не так высоко ценились, так как был механизирован не только процесс ткачества, но и нанесения многоцветного орнамента в технике набойки, который до изобретения специальной машины получали лишь вручную.

Кирза

1) плотная прочная многослойная хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая из тонкой крученой пряжи. Кирза, обработанная пленкообразующими веществами, используется как заменитель кожи; применяется также для изготовления прорезиненных приводных ремней. 2) В полиграфии — техническое сукно, употребляемое для обтяжки печатных барабанов литографских машин.

Кисея

очень тонкая, полупрозрачная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, которая в XIX веке изготавливалась цветной, узорчатой и покрывалась вышитыми орнаментами. В первое десятилетие XIX века самой модной была кисея белого цвета. Позднее с отказом от подражания античным образцам во внешнем облике, вышла из моды, и появиться на балу в белом считалось дурным тоном. По своим техническим и художественным качествам кисея близка к муслину. Сравнивать, тем более отождествлять друг с другом, можно только хлопчатобумажные муслин и кисею, так как последнюю никогда не делали из шерстяной пряжи.

Китайка

в допетровское время и первое десятилетие XVIII века так называли шелковую гладкокрашеную ткань полотняного переплетения, ввозившуюся из Китая. В XIX веке под китайкой подразумевалась плотная хлопчатобумажная ткань синего, реже красного цвета без орнаментации. Китайка применялась в крестьянском быту для сарафанов и мужских рубах. До середины XIX века кумач и китайка четко различались по цвету, но во второй половине столетия встречаются упоминания о красной китайке и синем кумаче. Основными центрами производства китайки в прошлом веке были Москва и Казань, и большая часть их продукции шла на иностранные рынки, в том числе и в Китай.

Клеенка

ткань из химических волокон, реже хлопчатобумажная, льняная или вискозная, покрытая водонепроницаемой пленкой из синтетического пленкообразователя (напр., поливинилхлорида) или растительного масла. Используется для бытовых нужд.

Клоке

ткань, шерстяная или шелковая, сотканная на двух основах, которые располагаются одна над другой. Нижняя сторона ткани — гладкая, натянутая, а верхняя как бы присобрана, имеет выпуклый, пузырчатый рисунок. Из нее шьют куртки, платья, в том числе и вечерние. С эффектом клоке выпускаются и хлопчатобумажные ткани — их не делают на двух основах, просто подвергают специальной обработке, чтобы добиться эффекта жатости, шероховатости.

Коверкот

Изготовляют диагоналевым переплетением из крученной по основе пряжи, состоящей из двух нитей разных цветов (темной и белой). Уток состоит из одинарной нити, окрашенной в соответствующий основе темный цвет (черный, хаки, беж). Разноцветные нити и переплетения образуют на поверхности ткани диагональный рубчик и меланжевый эффект. Обладает повышенной упругостью и износоустойчивостью.

Кожа выделанная

шкура животного, лишенная волоса, эпидермиса и подкожной клетчатки, сохранившая волокнистое строение. По назначению различают кожи обувные, шорно-седельные, технические и одежно-галантерейные. Кожи подразделяют также по видам сырья, дубления, характеру отделки, конфигурации, толщине и площади. Искусственная кожа — полимерный материал, применяемый вместо натуральной кожи в производстве обуви, одежды, галантереи, технических изделий и др. Вырабатывают следующие типы искусственной кожи: пленочные материалы, материалы типа картона, материалы для низа обуви, мягкие — из ткани или нетканых материалов с покрытием из пленкообразующих веществ — каучука, нитроцеллюлозы, полиамида, поливинилхлорида, полиуретана.

Кожа искусственная

Кожа искусственная — материал, имитирующий натуральную кожу. Чаще всего можно встретить кожу из 100% полиэстера на трикотажной основе с водоотталкивающим покрытием. Искусственная кожа тоньше натуральной, не мнется, пластична, хорошо облегает фигуру. Из кожи шьют куртки и плащи, костюмы, юбки, брюки, сумочки. Искусственная кожа различается в основном по фактуре. Самый распространенный сейчас вид искусственной кожи — кожа «под рептилию». Благодаря специальной выделке, материал имитирует кожу змеи, крокодила, ящерицы. Может быть блестящей или матовой, с крупными или мелкими чешуйками.

Коленкор

(от франц. calencar — индийская или персидская хлопчатобумажная материя; заимствование из перс. яз. ), гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, употребляемая главным образом для книжных переплетов и подкладки для одежды. Большая жесткость и лощеность коленкора достигается дополнительным аппретированием (см. Аппретирование).

Коломенок

или Коломянка (от нем. Kalamank), льняная ткань атласного переплетения, имеющая по лицевой стороне настил из уточных нитей. Выпускается суровой, полубеленой и беленой, употребляется для шитья летних костюмов, фуражек и др.

Корд

(от франц. corde — веревка, шнур), 1) крученая нить большой прочности из хлопчатобумажного или химического волокна, используемая для изготовления автокорда, корд-шнура и некоторых других текстильных изделий, употребляемых в резиновой промышленности в качестве полуфабрикатов (или составных частей) резиновых изделий. 2) Шерстяная ткань особого переплетения, создающего на ее лицевой поверхности продольные рубчики шириной около 3—8 мм. В зависимости от плотности и толщины корд употребляют для пошивки платьев, костюмов или пальто. Наиболее тяжелыми и плотными кордами обивают сиденья легковых автомобилей.

Котлук индекс а

предназначен для хлопка, который классифицируется как Мидлинг 1-3/32». Индекс высчитывается просто как среднее арифметическое ПЯТИ самых дешевых котировок текущего дня из шестнадцати отобранных для Индекса сортов хлопка. Например, нижеперечисленные сорта отобраны для 2001/2002 Индекса А: Мемфис Восточный, Калифорния/Аризона, Турецкий Измир/Анталия, Африканский ‘Франк Зона’, Индийский H-G/Mech-1, Бразильский, Китайский тип 329, Мексиканский, Пакистанский 1503, Сирийский, Танзанский тип 2 RG, Греческий, Испанский, Австралийский, Узбекский, Парагвайский.

Котлук индекс б

предназначен для хлопка, в основном применяемого в производстве низкомерной пряжи. Индекс представляет среднее арифметическое ТРЕХ самых дешевых котировок текущего дня из восьми выборочных сортов: Орлеан/Техас SLM 1-1/32», Аргентинский сорт С-½, Бразильский тип 5/6, 1-1/16», Турецкий Адана Станд. I RG, Узбекский SLM 1-1/16», Китайский тип 527, Пакистанский Афзал 1-1/32», Индийский J-34, 1-1/32». В связи с там, что качество и наличие хлопка из разных стран меняется, изменения (дополнения или исключения) вносятся в перечень отобранных сортов. Однако, следует заметить, что такого рода изменения в перечень вносятся только после предварительного предупреждения.

Крахмал

(польск. Krochmal, от нем.Kraftmehl) — основной резервный углевод растений; смесь двух полисахаридов — амилозы и амилопектина; белое аморфное вещество. Основной компонент важнейших продуктов питания: пшеничной муки ( 75 — 80%), картофеля (25%), кукурузы, риса, саго, калорийность К. — ок. 16,75 МДж/кг. Крахмал и его производные применяют в пищевой промышленности (производство кондитерских изделий, колбас) медицине и фармацевтической промышленности (получение антибиотиков, витаминов, приготовление мазей, присыпок), для шлихтования тканей, проклеивания бумаги, картона.

Крашение

придание текстилю, коже, бумаге, пластмассам и другим материалам окраски, обладающей достаточной для практических целей устойчивостью к действию света, водным и мыльным обработкам, трению и т. п. В отличие от крашения, нанесение на специально подготовленную поверхность слоя жидкого лакокрасочного материала, образующего после высыхания сплошную твердую пленку, называют окраской (см. Лакокрасочные покрытия). Крашение известно с глубокой древности, особенно широкое распространение получило в связи с развитием крупного мануфактурного производства. Большое значение для развития крашения имел синтез (во 2-й половине 19 века) органических красителей, почти полностью вытеснивших дорогостоящие и менее прочные природные. Методы крашения определяются свойствами красителей и окрашиваемого материала. Для крашения бумаги (подцветки бумажной массы и К. готовой бумаги) применяют минеральные пигменты (ультрамарин, охра и др. ) и красители (основные, кислотные, прямые, сернистые, кубовые). О способах крашения этими красителями см. ниже. Для крашения готовой бумаги ее погружают в раствор красителя (чаще кислотного) или наносят на ее поверхность тонкий слой минеральных веществ (бланфикса и др. ) с клеящими и красящими веществами. Глубинное крашение кожи (краснодубленой, хромовой, лайки, замши) осуществляют протравными, кислотными, основными, прямыми красителями и специальными красителями для кожи. Для покрывного крашения кожи пользуются главным образом пигментами в сочетании со связующими и пленкообразователями (казеином, нитроцеллюлозой и др. ). Для крашения меха применяют окислительные, кубовые, кислотные, протравные красители и специальные красители для меха. Методы крашения пластмасс определяются технологией получения и свойствами этих материалов. Для крашения полимеризационных термопластов красители вводят в мономер до полимеризации или же в готовый полимер перед литьем и прессованием. Для получения прозрачных окрашенных продуктов применяют термостойкие жирорастворимые и основные красители. Окрашивание происходит в результате растворения этих красителей в массе полимера. Непрозрачные окрашенные продукты получаются при использовании красителей с наполнителями или нерастворимых в пластмассе пигментов. Для окрашивания конденсационных термореактивных пластмасс (фенопластов, аминопластов) красители с наполнителями и пигменты вводят при изготовлении пресс-порошков. Для крашения волокнистых материалов готовят так называемую красильную ванну, в состав которой входят краситель, вспомогательные вещества и вода. Процесс крашения заключается в самопроизвольном переходе красителя из красильной ванны в волокно до установления равновесия. Скорость достижения равновесия, а значит, и скорость крашения в целом определяются коэффициент диффузии красителя в волокне. Этот коэффициент в тысячи и сотни тысяч раз меньше, чем коэффициент диффузии в водной среде. Увеличить скорость диффузии красителей в волокне, а следовательно, и скорость крашения можно тремя путями: повышением температуры, введением в красильную ванну некоторых типов гидрофильных органических растворителей, созданием условий, способствующих набуханию волокна. Все эти направления широко используются для интенсификации крашения. Волокна и изделия из них красят в аппаратах периодического и непрерывного действия. Наибольшее распространение получили последние, т. к. они обеспечивают высокую производительность труда и оборудования. Крашение называют гладким, если материал красят сплошь в один цвет, и узорчатым или печатным, если он окрашен в несколько цветов. Крашение прямыми красителями. Прямые красители хорошо растворимы в воде, причем в растворах наряду с анионами красящих веществ присутствуют и их агрегаты большей или меньшей величины. К красителям этого типа относятся азокрасители. Их используют главным образом для крашения целлюлозных волокон, а также шелка, шерсти и полиамидных волокон. Красящее вещество на волокне удерживается ван-дер-ваальсовыми силами и, по-видимому, благодаря образованию водородных связей. В зависимости от желаемой интенсивности окраски расход красителей составляет 1—4% от массы волокна. В красильную ванну вводят до 20% (от массы материала) поваренной соли или сульфата натрия для увеличения выбираемости красителя из ванны и повышения интенсивности окраски. Оптимальная температура в случае применения периодического крашения 70—90°С. По непрерывному способу крашения окрашиваемый материал пропитывают при температуре 90—95°С раствором красителя с концентрацией 1—20 г/л, запаривают в запарной камере при 102°С в течение 60—90 секунд (для интенсификации проникновения красителя в волокно) и промывают. Для лучшего прокрашивания волокон и повышения равномерности окраски в красильную ванну необходимо добавлять органические растворители типа этаноламинов, так называемые выравниватели (10 г/л). Окраска прямыми красителями не обладает достаточно высокой прочностью, поэтому ее упрочняют с помощью специальных препаратов. Крашение активными (реактивными) красителями. Активные красители используют для крашения целлюлозных, белковых и полиамидных волокон. Крашение состоит из двух стадий: пропитки волокнистого материала раствором красителя и фиксации его в щелочной среде. На этой последней стадии краситель реагирует с волокном и образует с ним новое окрашенное соединение, например: Часть красителя (до 30%) взаимодействует с водой. Гидролизованный водой краситель необходимо полностью удалить из волокна при промывке, иначе резко снизятся показатели прочности окраски к мокрым обработкам. Крашение активными красителями проводят периодическим, полунепрерывным и непрерывным способами. Наиболее распространен однованный плюсовочно-запарной способ, при котором после пропитки окрашиваемого материала раствором красителя в присутствии бикарбоната натрия проводят (с промежуточной сушкой или без нее) запаривание волокна при температуре 100—103°С, после чего окрашенное волокно промывают и высушивают. Крашение кубовыми и сернистыми красителями. Кубовые красители нерастворимы в воде и поэтому для крашения их предварительно восстанавливают в щелочной среде гидросульфитом натрия, в результате чего получаются растворимые натриевые соли лейкосоединений, поглощаемые целлюлозными волокнами из водных растворов. Окислением кислородом воздуха или др. окислителями лейкосоединения переводят в исходные нерастворимые красители, которые прочно удерживаются в порах волокна. К кубовым красителям относятся полициклические красители и индигоидные красители. В зависимости от типа применяемого красителя крашение ведут при температурах от 30 до 80°С. Аналогичным образом применяют нерастворимые сернистые красители. Отличие состоит в том, что в качестве восстановителя используют не гидросульфит, а сульфид натрия. Красящая способность сернистых красителей невелика, поэтому при крашении в темные цвета берут до 20% красителя от массы волокна. Крашение ведут при температуре, близкой к 100°С. Существуют и растворимые в воде препараты сернистых красителей. При их использовании текстильный материал пропитывают водным раствором красителя, высушивают горячим воздухом и обрабатывают в растворе, содержащем сульфид натрия и едкий натр. В этом растворе при 80—90°С в течение 30 секунд происходит проявление красителя, т. е. переход его в исходную нерастворимую в воде форму. Помимо восстановительного способа крашения кубовыми красителями, широко применяется так называемый суспензионный метод. В этом случае волокнистый материал пропитывают высокодисперсной суспензией кубового красителя, высушивают, а затем обрабатывают щелочным гидросульфитным раствором. Нерастворимый краситель непосредственно на волокне переходит в растворимую натриевую соль лейкосоединения, которая сорбируется волокном и диффундирует внутрь его при последующем запаривании. Окисление лейкосоединения в исходный краситель и фиксация его на волокне происходят при обработке растворами окислителей, например, K2Cr2O7 или H2O2, после чего материал тщательно промывают. Особую группу кубовых красителей составляют растворимые в воде препараты — кубозоли. Их водными растворами пропитывают волокнистые материалы и затем различными способами (нитритным, бихроматным, запарным и т. д. ) в кислой среде проводят гидролиз и окисление кубозолей. В результате на волокне фиксируется первоначальный кубовый краситель, из которого был получен соответствующий кубозоль. Крашение нерастворимыми азокрасителями, образующимися в волокне (холодное крашение). В ходе такого крашения красители синтезируются непосредственно на волокне в результате сочетания азосоставляющих (азотолов) с диазония солями. При крашении волокно пропитывают щелочным раствором азотола, высушивают и обрабатывают на холоде при pH 7—9 водным раствором соли диазония. На волокне происходит реакция азосочетания, и оно окрашивается. Таким образом окрашивают целлюлозные волокна, но при известной модификации метода нерастворимые азокрасители можно синтезировать и в полиамидных, полиэфирных и полиакрилонитрильных волокнах. Кроме нерастворимых азокрасителей, на волокне можно синтезировать и др. пигменты, в частности черный анилин, являющийся наиболее распространенным окислительным красителем. Его получают путем окислительной конденсации анилина в среде минеральной кислоты. В качестве окислителя применяют хлорат натрия и бихромат натрия или калия; катализаторами окислительного процесса являются медный купорос, железисто— и железосинеродистый калий и др. Для крашения волокон используют и готовые органические пигменты, для их фиксирования — различные синтетические связующие вещества, например предконденсаты мочевино— и меламиноформальдегидных смол. Крашение катионными красителями. Катионные красители — обычно моноазокрасители (см. Азокрасители) и полиметиновые красители. Окрашивают полиакрилонитрильные волокна в яркие насыщенные цвета, окраски обладают довольно высокой прочностью. Краситель фиксируется на волокне межмолекулярными силами и благодаря образованию ионных связей:, где А— — анион, например CH3SO4—. К. производят в уксуснокислой среде в присутствии глауберовой соли и выравнивающих веществ; температура ванны 95—100°С, продолжительность К. 60—90 мин. Расход красителя 2—5%, уксусной кислоты 1—5%, глауберовой соли 5—15% и выравнивателя 2—6% от массы окрашиваемого материала. Существуют и непрерывно-поточные методы К. полиакрилонитрильных волокон катионными красителями. В этом случае для ускорения проникновения красителя в волокно используют резорцин, этиленкарбонат и др. вещества. Волокнистую массу пропитывают раствором красителя (5—10 г/л), содержащим названные ускорители (10—50 г/л), запаривают при 103°С в течение 60—90 секунд и тщательно промывают. Крашение кислотными и протравными красителями. Кислотные красители растворимы в воде благодаря наличию групп SO3M (реже COOM, где М — Na, К или NH4), SO2NH2, SO2CH3 и др., к ним относятся антрахиноновые красители и азокрасители. Применяются в основном для крашения белковых и полиамидных волокон, а также кожи, меха, бумаги, древесины и др. материалов. В процессе крашения краситель взаимодействует с волокном по схеме: В закреплении красителя на волокне участвуют также ван-дер-ваальсовы силы. Крашение осуществляют при pH 3—5 в присутствии глауберовой соли и выравнивателя, температура крашения 85—90°С, длительность 45—60 мин. Так же красят белковые и полиамидные волокна протравными красителями, окрашивающими волокно и закрепляющимися на нем при последующей обработке некоторыми химическими веществами, называемые протравами. Важнейшие протравные красители — хромовые, которые после пропитки волокна обрабатывают раствором бихромата натрия, причем хром восстанавливается из шести— в трехвалентное состояние с образованием на волокне нерастворимых комплексных соединений красителей. Такие комплексы могут удерживаться на волокне и ван-дер-ваальсовыми силами. Хромовые красители дают окраску большой прочности к действию света и мокрых обработок. В зависимости от строения красителей крашение проводят в кислой или нейтральной среде с добавкой выравнивателей. Наибольшее применение в качестве хромовых получили азо— и антрахиноновые красители. Крашение дисперсными красителями. По химическому строению дисперсные красители относятся к азокрасителям или антрахиноновым красителям. Обычно их применяют для крашения полиамидных, полиэфирных, полиакрилонитрильных и ацетатных волокон. Молекулы дисперсных красителей имеют малые размеры и легко проникают в плотные синтетические волокна. Кроме того, у них отсутствуют анионные группы, препятствующие взаимодействию красителя с волокном, имеющим в воде отрицательный заряд. Дисперсные красители плохо растворимы в горячей воде, поэтому их измельчают (диспергируют) до размера частиц меньше 2 мкм. Полиамидные и диацетатные волокна окрашивают в ванне, содержащей диспергатор. К. начинают при температуре 40—50°С и затем ведут в течение 1 часа при 80°С. Полиэфирные и полиакрилонитрильные волокна, отличающиеся повышенной плотностью, в этих условиях практически совсем не окрашиваются. Поэтому для крашения таких волокон необходимо повысить температуру до 130—140°С или применить переносчики — вещества, разрыхляющие структуру полимера. В качестве переносчиков применяют о-оксидифенил, моно— и дихлорбензолы, бензойную и салициловую кислоты, бетанафтол, крезолы и т. д. Их оптимальная концентрация в красильной ванне 3—8 г/л. Очень эффективными для полиэфирных волокон являются непрерывно-поточные методы крашения — термозольный и вапокол-процессы. По обоим этим способам волокно сначала пропитывают слегка загущенной высокодисперсной суспензией красителя и затем после сушки прогревают в течение 60—90 секунд при температуре 200—210°С (термозольный процесс) или подвергают воздействию паров трихлорэтилена (вапокол-процесс). После таких обработок волокно промывают и высушивают.

Кремона

См. Поливинилспиртовые волокна.

Креп

(франц. crêpe, от лат. crispus — шероховатый, волнистый), группа тканей, главным образом шелковых, вырабатываемых из нитей с очень большой (креповой) круткой, а также в некоторых случаях специальным (креповыми) переплетениями. Наиболее распространены: крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет, креп-сатин. При выработке крепа обычно применяют одновременно нити, скрученные направо и налево, в определенном чередовании. Такая крутка нитей, придающая им повышенную упругость, вызывает большую усадку ткани, что в сочетании с различным направлением крутки создает на ткани мелкошероховатый, теневой эффект. Кроме шелковых, вырабатываются полушелковые крепы, хлопчатобумажные, шерстяные и полушерстяные, а также из искусственных и синтетических нитей. В этих тканях креповый эффект достигается главным образом за счет применения креповых и др. мелкоузорчатых переплетений, иногда без креповой крутки. Достоинства крепа — хорошая драпируемость и малая сминаемость. Креп применяется для шитья женских платьев и костюмов.

Крепдешин

Ткань с ярко выраженной мелкоузорчатой креповой поверхностью. Вырабатывается полотняным переплетением из шелка-сырца. В утке чередуются две нити правой и левой крутки, что придает ткани мелкозернистый креповый застил поверхности. Основа дает умеренный блеск.

Крепрашель

разновидность крепа, популярная в середине XIX века. Креп — чаще всего шелковая, в середине XIX века одноцветная ткань, для изготовления которой основу натягивали из очень туго скрученных нитей, а уток — слабо скрученной пряжи. Благодаря этому поверхность креповых тканей неровная, шероховатая, как бы покрытая небольшими бугорками. Название такни «крепрашель» предполагает одновременно и цвет материи — золотисто-бежевый. Название цвета связано с именем французской трагической актрисы Рашель (1821 — 1858), хорошо известной во многих странах мира. С середины 40-х гг. она много гастролировала, способствуя распространению своего стиля.

Креп-жоржет

Прозрачная ткань с матовой шероховатой поверхностью полотняного переплетения из четырехниточного крепа по основе и утку. Ткань выпускается отбеленной, гладкокрашеной и набивной.

Кретон

хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения из предварительно окрашенной пряжи, что позволяло получать цветные геометрические орнаменты в виде полос и клеток. Иногда такой рисунок дополнялся орнаментом в технике набойки. Название ткани «кретон» — производное от названия первоначального центра производства — Creton в Нормандии (Франция). Так как кретон был довольно плотным, его охотно использовали для обивки мебели, занавесок, тентов и различных драпировок.

Кримплен

одно из синтетических полотен. Объемное, пластичное, мягкое. Не мнется, легко стирается. Первое время пользовался невероятной популярностью, однако в последние годы уступил всякого рода смескам, которые больше напоминают натуральные ткани со всеми их достоинствами.

Крупноузорчатые переплетения тканей

вид переплетений нитей, служащий для воспроизведения узоров на ткани. Раппорт узоров включает большое число нитей как по основе, так и по утку. Крупноузорчатые переплетения получаются на ткацких станках с жаккардовыми машинами (поэтому иногда называются жаккардовыми). Контуры узора срисовываются ткацким рисовальщиком на канвовую бумагу с модели, выполненной художником, и заполняются графическими элементами различных переплетений (так называемое патронирование). Готовый патрон определяет порядок насечки (перфорации) карт, управляющих машиной Жаккарда. Раппорты некоторых крупноузорчатых переплетений по основе могут достигать нескольких сотен нитей; бывают рисунки, раппорт переплетения которых занимает всю ширину ткани. Раппорт по утку неограничен и в отдельных случаях достигает нескольких тысяч нитей. Простые крупноузорчатые переплетения образуются из одной основы и одного утка. Такими переплетениями вырабатывают некоторые хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани для платьев, подкладочные ткани, камчатные полотна, салфетки, скатерти и др. Сложные крупноузорчатые переплетения образуют узор на ткани из нескольких систем основных и уточных нитей. Различают двухлицевые, двухслойные и ворсовые крупноузорчатые переплетения. Такими переплетениями вырабатывают ткани для платьев, костюмов, пальто, мебельные и др. декоративные ткани. Крупноузорчатые переплетения позволяют получить на поверхности ткани разнообразные световые эффекты, а в сочетании с разными цветами и материалом нитей — красивые, мягкие переходы тонов и резко очерченные контуры узоров, иногда весьма сложных (орнаменты, пейзажи, портреты и т. п. ).

Крутильная машина

машина текстильного производства для изготовления крученой пряжи, корда, шпагата и др. изделий, получаемых скручиванием нескольких нитей вместе. Основной рабочий орган крутильной машины — веретено. Перед работой на крутильной машине нити подвергают перемотке на мотальной машине (для увеличения объема паковки) и трощению.

Кручение

или скручивание текстильных материалов — технологический процесс, при котором деформация кручения сообщается волокнам и нитям (пряже). Скрученность полученного продукта характеризуется круткой, т. е. числом витков на 1 м его длины, углом наклона волокон или нитей к продольной оси продукта и направлением крутки.

Крученые изделия

изделия, получаемые в результате скручивания пряжи, комплексных нитей, тонких полосок бумаги и пленок. К крученым изделиям относятся швейные нитки, шпагат, шнуры, веревки, канаты. Крученые нити для выработки тканей, трикотажа, сетей и т. п. к крученым изделиям не относятся.

Кубовые красители

одна из важнейших групп красителей; нерастворимы в воде, содержат карбонильные группы, которые при крашении восстанавливаются гидросульфитом; образующиеся при этом растворимые лейкосоединения кубовых красителей адсорбируются субстратом (например, целлюлозным волокном) и при последующем окислении воздухом переходят в исходные нерастворимые кубовые красители. По химическому строению делятся на полициклические, индигоидные и тиоиндигоидные. Кубовые красители выпускаются всех цветов, кроме ярко-красного. Полициклические кубовые красители очень прочны. Они широко применяются в текстильной промышленности для крашения целлюлозных волокон, а также в качестве пигментов. См. также Крашение.

Кумач

хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, окрашенная в красный (пунцовый) цвет.

Куралон

См. Поливинилспиртовые волокна.

Куртел

См. Полиакрилонитрильные волокна.

Большая советская энциклопедия