Корзина
146 отзывов
Контакты
Ткани и швейная фурнитура
Наличие документов
Знак Наличие документов означает, что компания загрузила свидетельство о государственной регистрации для подтверждения своего юридического статуса компании или физического лица-предпринимателя.
+38067440-66-52
+38044428-08-21
Бушуева Валентина Николаевна
УкраинаКиевул. Тимошенко, 15г, к. 2604212
Карта

Текстильный терминологический словарь (А, Б)

Текстильный терминологический словарь (А, Б)

Авизент

тяжелая хлопчатобумажная техническая ткань для оснащения парашютов.

Ажур

(франц. ajour, от ajourer — делать сквозным), тонкая кружевная ткань (например, ажурные чулки)

Аксамит

устаревшее название драгоценных тканей ручной выработки. В словарных изданиях, причем в столь авторитетных, как «Толковый словарь живого великорусского языка» В. И. Даля (М., 1978. Т. 1. С. 8) и «Этимологический словарь русского языка» М. Фасмера (М., 1987. Т. 1. С. 66), можно встретить более узкое толкование термина «аксамит» как синонима слову бархат. Действительно, в описях наследственного имущества или приданого в XVIII веке, например, под аксамитом понимали ткани в технике петельчатого бархата. До нашего времени дошло в хорошей сохранности много старинных тканей и костюмов из них. Одной из лучших коллекций мирового значения является собрание костюмов и тканей XVI-XVIII вв. из Государственной Оружейной палаты Московского Кремля. В 1884-1893 гг. была издана «Опись Московской Оружейной палаты» (ч. I-VII), которая включала сведения из архивных документов XVI-XVII вв., донесших до нас записи, сделанные приказными дьяками при поступлении в царскую казну тканей из Ирана и Турции, Франции и Италии. Из этих записей явствует, что ворс бархатов-аксамитов сделан из пряденого (т. е. уплощенного) серебра и золота. Был и термин «аксамиченый» — под ним подразумевали ткани в парчовой технике. Вероятнее всего, различие между аксамитом и алтабасом заключается в том, что последний изготавливался с применением волоченой (т. е. круглой в срезе, проволокоподобной) металлической нити (такое определение использовано в работах сотрудников Государственных музеев Московского Кремля). Эту тяжелую, негнущуюся ткань употребляли только для нужд царского двора и высшего духовенства. Выражение «на вес золота», применительно к старинным аксамитам и алтабасам можно понимать буквально, так дорог был материал, из которого их ткали, — шелк и драгоценные металлы. Аксамит известен на Руси не позднее XII века. Упоминание о нем есть еще в «Слове о полку Игореве» в написании «оксамит». До начала XVIII века все драгоценные ткани ввозились в Россию в качестве посольских даров, закупок для нужд царского двора и духовенства сначала из Византии, затем из Ирана и Турции, позднее — из Италии и Франции.

Активные красители

органические красители (моноазокрасители, фталоцианиновые, антихиноновые и другие), молекулы которых содержат атомы или атомные группировки, взаимодействующие с функциональными группами волокна с образованием прочных ковальных связей. Образуют яркие окраски, устойчивые к мокрым обработкам. Применяются для крашения целлюлозных волокон, шерсти, натур. Шелка, реже — полиамидных волокон.

Александрийка

или Александрейка, Александровка, Ксандрейка, Касандровка — хлопчатобумажная ткань красного цвета. Основным местом производства александрийки в XIX веке была Александровская мануфактура близ Петербурга, основанная в 1798 году. Изготовлялись здесь главным образом дешевые хлопчатобумажные ткани, предназначавшиеся для сбыта среди крестьянской и городской бедноты. Однако название ткани появилось в России много раньше организации Александровской мануфактуры. Скорее всего, название связано с первоначальным местом производства — г. Александрией в Египте, широко известным своим развитым текстильным производством. В XIX веке существовала также ткань французского происхождения — александрин — из смеси льна и хлопка, обычно полосатая, которая имела хождение у более состоятельных людей даже после того, как было налажено ее производство в России. Кроме того, в первое десятилетие XIX века модным украшением для дамских платьев и причесок был букет, называемый «александровским».

Амины

органические соединения, продукты замещения атомов водорода в аммиаке на органические радикалы. По числу замещенных атомов водорода подразделяются на первичные RNH2, вторичные R2NH и третичные R3N (R=CH3-, C6H5 — и др. ), по числу аминогрупп (-NH2) в молекуле А. — на моно-, ди-, три-, тетра— и полиамины. Обладают свойствами оснований: с кислотами образуют соли. Применяются в производстве красителей, лекарственных средств, пластмасс, химических волокон. См. Анилин, Бензидин, Гексаметилендиамин, Дифениламин, Толуидины.

Анид

см. Полиамидные волокна.

Анилин

(франц. Aniline, через португ.anil, от араб. Ан-нил — индиго: впервые Анилин был получен из индиго) С6Н5NH2— вязкая бесцветная жидкость, темнеющая на свету и воздухе; t кипения 184,4оС. применяется в производстве красителей, фармацевтических препаратов, ВВ, синтетических смол, ускорителей вулканизации и т. д.

Анилиновый черный

краситель, который образуется в результате окисления анилина непосредственно на волоке в кислой среде. Таким способом окрашивают хлопок, шерсть, мех. Окислением анилина получают также пигмент глубоко — черный, используемый для крашения пластмасс, при изготовлении копировальной бумаги, лент для пишущих машин и т. д.

Антипирены

(от анти. и греч. руг — огонь) — вещества или смеси, предохраняющие древесину, ткани и другие материалы органического происхождения от воспламенения и самостоятельного горения. Распадаются с образованием негорючих соединений или препятствуют разложению материала с выделением горючих газов. Антипирины наносят на поверхность изделия в составе красок или используют в виде растворов, которыми пропитывают материал. Распространенные антипирины — гидроксид алюминия, соединения бора, сурьмы, хлориров, углеводороды, органические и неорганические соединения фосфора.

Аппаратное прядение

получение чистошерстяной и смешанной пряжи большой линейной плотности и рыхлой структуры из волокон различной длины. Пряжу вырабатывают из ровницы, получаемой непосредственно на чесальном аппарате путем разделения ватки — прочеса по ширине аппарата на отдельной плоскости, которые уплотняются ссучиванием и наматываются на бобину. На кольцепрядильной машине из аппарата ровницы вырабатывают пряжу. В прядении шерсти аппаратное прядение называют также суконным.

Аппретирование

(от франц. apprkter — окончательно отделывать), в текстильной промышленности, одна из основных операций заключительной отделки материалов (тканей, трикотажа), в результате которой они приобретают ряд ценных свойств: повышенную износоустойчивость, безусадочность, несминаемость, гидрофобность, противогнилостность, негорючесть и др. В отдельных случаях аппретируют пряжу, когда она выпускается в виде товарной продукции (ниточные изделия). Хлопчатобумажная и особенно льняные ткани обрабатывают крахмальным аппретом. Это повышает износоустойчивость, улучшает внешний вид ткани, ее наполненность, облегчает раскрой при пошиве изделий. В состав крахмальных аппретов, кроме крахмала и продукта его гидролиза (декстрина), входят смягчающие вещества (жиры, масла, мыла), гигроскопические вещества (глицерин, поваренная соль), вещества, сообщающие тканям блеск (воск, парафин и т. д. ), антисептики (формалин, салициловая кислота, соли меди) и др. При отделке шерстяных и шелковых тканей вместо крахмала применяют мездровый клей, желатину, аравийскую камедь и др. Однако крахмал и другие клеящие вещества удерживаются на ткани очень непрочно и смываются при первой же стирке. Кроме того, крахмал — пищевой продукт, и его применение для А. нежелательно. В зарубежной практике в качестве несмываемых аппретов используют различные эфиры целлюлозы, в частности оксиэтиловый эфир. Однако технологический процесс сравнительно сложен. В СССР широко распространены латексы поливинилхлорида, полиметил-метакрилата, полистирола и др. Такая обработка повышает прочность ткани на разрыв и истирание и улучшает внешний вид ткани. Для придания хлопчатобумажным, льняным и вискозно-штапельным тканям несминаемости применяют продукты начальной конденсации ряда синтетических смол. Пользуясь синтетическими смолами и специальными каландрами, можно получить на тканях эффекты тиснения, которые делают их похожими на ткани жаккардового переплетения (см. переплетение нитей), а также лощения, муаровый эффект и др. Важной задачей при выработке некоторых тканей, например плащевых, является придание им водоотталкивающих свойств. Для этого поверхность ткани подвергают гидрофобизации. Первоначально она осуществлялась с помощью парафиново-стеариновых эмульсий с закреплением их на ткани уксуснокислым алюминием. Однако гидрофобные свойства тканей при носке постепенно утрачиваются. Более совершенны способы, основанные на применении новых синтетических материалов: хромолана, велана, препарата 246, силиконов и др. Многие из этих препаратов прочно химически связываются с волокном, благодаря чему эффект водоотталкивания становится устойчивым к различным факторам воздействия в процессе эксплуатации изделий. Большинство текстильных материалов, прежде всего целлюлозные волокна, подвержено разрушению микроорганизмами — бактериями и плесневыми грибками. Для продления срока службы изделий, особенно подвергающихся длит. воздействию тепла и влаги, их обрабатывают антисептиками (противогнилостная обработка). Наиболее распространенный способ противогнилостной пропитки заключается в закреплении на тканях дубильных экстрактов солями меди и хрома. Существуют и др. методы защиты волокон от действия микроорганизмов, в частности весьма эффективными противогнилостными препаратами являются салициланилид (шерлан), диоксидихлордифенилметан (превентоль) и др. Для придания тканям негорючести их подвергают огнезащитным пропиткам. Раньше ткань обрабатывали растворами фосфорных солей, смесью буры и борной кислоты и др. Однако после промывки огнестойкость полностью теряется. Более эффективно нанесение на ткань солей сурьмы, титана, олова с последующим переведением их в нерастворимые соединения, а также хлорированных углеводородов, например хлорнафталина. Одним из новых эффективных способов огнезащитной обработки ткани является образование эфиров целлюлозы при воздействии на нее фосфорной кислоты в присутствии дициандиамида, а также препаратом ТНРС. Для защиты, шерстяных тканей от моли их обрабатывают растворами фтористых солей, а также различными органическими препаратами, содержащими одновременно атомы хлора, гидроксильные и сульфогруппы (эйланы), а также сульфамидные группы и атомы хлора.

Армяк

(тюрк. ), 1) верхняя долгополая распашная одежда в виде халата из толстой грубой шерстяной ткани или сукна, употреблявшаяся в прошлом (с 15—16 вв. ) русскими крестьянами (особенно Урала и Поволжья); в 19 веке армяк — преимущественно кучерская одежда. 2) Армяк, или армячина, — различного качества ткани из верблюжьей шерсти, изготовлявшиеся некоторыми тюркоязычными народами (татары, казахи), монголами и др. 3) Особая шерстяная ткань, употреблявшаяся в России (до 1866 года) для изготовления мешков для артиллерийских зарядов.

Атлас

(буквально гладкий) — шелковая или полушелковая (с введением шерстяного или льняного утка) ткань атласного переплетения с глянцевитой лицевой поверхностью. Позднее появился хлопчатобумажный атлас. Соотношение одного хода утка к основе начинается от 1:5, т. е. уток выходит на поверхность не менее, чем через пять нитей основы, а затем снова исчезает, чем и достигается особая гладкость ткани. Атласное переплетение, как предполагают многие специалисты, было первоначально достижением китайских ткачей, работавших с шелком. Необычная тонкость шелковых нитей делала почти невидимыми места пересечения утка с нитью основы. Позднее вместе с технологией выращивания и обработки тутового шелкопряда по Великому шелковому пути атласная техника распространилась и в другие страны — через Среднюю Азию на Ближний Восток и Европу. Особого расцвета атласное производство достигло в Иране в XVI-XVII вв., откуда и шли на Русь посольские дары — знаменитые «лицевые» ткани (так называли на Руси шелковые атласы и другие материи с изображением человеческого лица, с орнаментом в виде человеческих фигур и жанровых композиций). Во времена Бориса Годунова ткани атласного переплетения были известны под названием «отлас». Известны атласы гладкие — без узоров; узорчатые, муаре, тяжелые, легкие и т. д. Атлас использовали для изготовления одежды, платков, галстуков, занавесей, обивки мебели, отделок на дорогие церковные облачения. В первое десятилетие XIX века атлас почти не носили женщины, хотя в мужской одежде того времени он находил применение. Но начиная с 20-х гг. вплоть до конца XX столетия атлас не выходил из моды, появляясь то в одном, то в другом качестве.

Атласное переплетение

один из видов переплетения нитей в тканях.

Ацетатные волокна

один из основных видов искусственных волокон; получают из ацетилцеллюлозы. В зависимости от типа исходного сырья различают триацетатное волокно (из триацетилцеллюлозы) и собственно ацетатные волокна (из частично омыленной, т. н. вторичной, ацетилцеллюлозы). Ацетатные волокна формуют из растворов ацетилцеллюлозы в органических растворителях (триацетилцеллюлозу — в смеси метиленхлорида и спирта, вторичную ацетилцеллюлозу — в ацетоне), обычно по так называемому сухому методу. По этому методу получают филаментные нити, так называемый ацетатный шелк. При получении ацетатного штапельного волокна формование ведут по сухому или мокрому методу (о методах формования волокон см. Волокна химические). Ацетатные волокна вдвое превосходят вискозные и медноаммиачные волокна по эластичности; поэтому ткани из них отличаются пониженной сминаемостью. Кроме того, ацетатные волокна приятны на ощупь, мягки, обладают способностью пропускать ультрафиолетовые лучи. Окрашиваются ацетатные волокна только специальными типами красителей, которые непригодны для большинства других волокон. Это дает возможность получать разнообразные колористические эффекты на изделиях из смеси ацетатных волокон и волокон других типов. Триацетатное волокно характеризуется более низкой гигроскопичностью, но большей эластичностью и меньшей сминаемостью, чем изделия из ацетатных волокон. При 65%-ной относительной влажности триацетатное волокно сорбирует 2,5—3% влаги, а ацетатное 6—7%. Прочность при разрыве ацетатных волокон невысока (разрывная длина 11—13 км). Потеря прочности при испытании в мокром состоянии для ацетатных волокон составляет 40—45%, а для триацетатного 15—20%. Ацетатные волокна характеризуются недостаточно высокой термостабильностью: выше 160—170°C изменяется форма изделий из этого волокна, при 210°C начинается его термический распад. Поэтому изделия из ацетатных волокон можно гладить только через влажную ткань. Ацетатные волокна малоустойчивы к действию даже разбавленных растворов щелочей. К недостаткам изделий из ацетатных волокон относятся также низкая устойчивость к истиранию и высокая электризуемость. Для устранения этих недостатков используют методы химические модификации ацетилцеллюлозы. Основные области применения ацетатных волокон — изготовление изделий широкого потребления (верхней одежды, дамского нижнего белья, подкладочных и плательных тканей). Ацетатное штапельное волокно применяют для частичной замены шерсти при изготовлении тонких сукон и некоторых трикотажных изделий. Использование ацетатных волокон позволяет снижать сминаемость изделий. Триацетатные гидрофобные нити применяют как электроизоляционный материал. Производство ацетатных волокон до 1957 года бурно развивалось благодаря безвредности и простоте производства, ценным свойствам этих волокон, а также дешевизне исходного сырья. В дальнейшем развитие производства ацетатных волокон замедлилось в связи с появлением новых ценных типов синтетических волокон.

Ацетатный шелк

см. Ацетатные волокна.

Байка

(голл. baai, от старофранц. baie — шерстяная материя), 1) мягкая, рыхлая хлопчатобумажная ткань с густым двухсторонним начесанным ворсом. Выпускается гладкокрашеная или с несложным рисунком. Употребляется для пошива белья, женской и детской одежды, спорткостюмов и т. п. 2) Плотная, тяжелая, грубосуконная ткань с начесанным ворсом на лицевой стороне. Применяется для пошива женских и детских демисезонных пальто.

Бареж

сорт шелковой ткани в газовой технике, т. е. при переплетении нитей утка и основы они лишь слегка соприкасаются между собой, а не плотно прибиваются друг к другу. В первой половине XIX века бареж был одной из самых дорогих тканей. Дороговизна барежа была связана с тем, что легкие, воздушные ткани особенно страдали при носке. Уже в середине XIX века в качестве сырья для изготовления барежа стали использовать отходы прядения. Шелковая некрученая основа соединялась с хлопчатобумажным или шерстяным утком. Бареж стал дешевле. В 70-х годах XIX века в модных журналах появляется упоминание о новой ткани — «бейж» (легкая шерстяная ткань), которая была разработана на основе барежа. К концу XIX столетия бареж почти полностью выходит из моды.

Баркан

или Баракан — плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа. Баркан ткался из очень туго скрученной пряжи. Его сорта определялись соотношением толщины нитей утка и основы. Ткань с толстыми уточными нитями называлась barcan gros grains, а с более толстой основой — camelot barcane. После появления и широкого распространения станка конструкции Ж. Жаккара (см. Жаккардовые ткани) производство узорчатых тканей, имитирующих дорогостоящие материи, настолько удешевилось, что выражение «баркан под штоф» стало определением поддельности, стремления приобщиться к власть имущим, своего рода социальных претензий.

Баркас

(распространенное ранее название — гашпиль) в кожевенном и меховом производстве, один из основных аппаратов; имеет форму полуцилиндра, снабжен лопастным валом, приводящим в движение находящуюся в баркасе рабочую жидкость и погруженные в нее шкуры, голье или кожи (см. Кожа выделанная). По характеру перемещения жидкости различают баркасы с вертикальной и с горизонтальной циркуляцией. Последние распространены ограниченно и используются главным образом для первичной обработки отходов производства — мездры и шерсти. Баркас изготовляют преимущественно из дерева, реже из железобетона и стали. Железобетонные баркасы облицовывают кислотоупорной метлахской плиткой, а металлические, в которых осуществляется пикелевание, — слоем резины.

Бархат

ткань с плотным вертикальным коротким (1—2 мм) ворсом на лицевой стороне, образованным дополнительной основой из натурального шелка или химического волокна. Грунтовые нити основы или утка обычно хлопчатобумажные, реже — из пряденого шелка. Основный бархат с высоким ворсом называется плюшем. Вырабатывается также уточный бархат, называемый полубархатом, плисом или вельветом. Бархат выпускается разнообразных расцветок. Применяется для изготовления платьев, детских костюмов, отделки, а также декоративных целей.

Батан

(франц. Battant, букв. — бьющий) — один из основных механизмов ткацкого станка: служит для продвижения (прибоя) уточной нити к опушке ткани и направления челнока (или прокладчика), вводящего уток в ткань.

Батик

(малайск. ), техника росписи, а также украшенная ею многоцветная ткань. Батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при «горячем батике» разогретый воск, при «холодном батике» резиновый клей), с последующим окрашиванием ткани в баке или тампонами. Другие цвета наносятся повторным окрашиванием ткани после снятия частей воскового рисунка. «Горячий батик» издавна известен у народов Индонезии (в особенности на острове Ява), Индии и др. Основные тона индонезийского батика — индиго-синий и коричневый; традиционный орнамент весьма разнообразен и часто имеет символическое значение. В Европе батик начали применять в декоративных тканях с начала 20 века. В русском искусстве батик получил распространение с начала 1930-х гг. (главным образом шелковые косынки, платки, кашне и т. п., позднее — декоративные панно).

Батист

тонкая, полупрозрачная льняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, вырабатываемая из крученой пряжи высоких номеров (наиболее тонкой). Батист выпускается отбеленным, мерсеризованным (см. мерсеризация), гладкокрашеным и набивным. Толщина утка и основы в этой ткани должна быть одинаковой при использовании любого сырья. Этим достигается очень высокая плотность ткани в сочетании с легкостью и прозрачностью. Создателем батиста считают французского ткача, жившего в XIII веке. По одним источникам, его имя Франсуа Батист, а по другим — Батист из Камбре. Так как настоящий батист изготовляется из отбеленных нитей, то близкая по технике, но орнаментированная ткань (окрашенная пряжа или орнамент в технике набойки) получила название «кембрик», также известное с XIII века. Батист высокого качества, даже машинного производства, высоко ценился и стоил очень дорого из-за трудоемкости при изготовлении. Для лучших сортов батиста основа состояла из 8000 нитей. В сортах худшего качества, при той же ширине исходного полотнища, плотность основы не превышала 4000 нитей. Употребляется для женского белья, летних платьев, блузок, а также как полуфабрикат для изготовления кальки.

Бегунок

деталь (в виде скобы), обеспечивающая совмещенный процесс кручения и намотки нити на кольцепрядильных и кольцекрутильных машинах.

Безверетенное прядение

прядение с разделенным кручением и наматыванием пряжи, прядение со свободным концом волокон, — процесс выработки пряжи, включающий дискретизацию или разъединение питающего волокнистого продукта на отдельные волокна дискретизирующими органами, транспортирование потока волокон на сборную поверхность прядильной камеры, сгущение волокон в ленточку («мычку»), кручение для укрепления ленточки и формирование из нее пряжи, вывод из зоны кручения и наматывание пряжи на бобину. В отличие от традиционного кольцевого способа прядения кручение производится отдельным органом, не связанным с органами наматывания. Различают пневмомеханические, электромеханические, аэродинамические и др. способы безверетенного прядения).

Беление

отделка — совокупность технологических (например, химических, термических) процессов, посредством которых удаляют примеси и устраняют нежелательную природную окраску различных материалов для придания им белого цвета или подготовки к крашению (текст. материалы, древесная масса, воск и др. ). Для предварительного удаления примесей материал обрабатывают хлорамином, слабыми растворами кислот и щелочей, ферментативными препаратами и т. п. Собственно беление производят окислителями (гипохлорит натрия или кальция, пероксид водорода, хлорит натрия, марганцовокислый калий) или восстановителями (сернистый газ, гидросульфит, бисульфит). Для отбелки химических волокон широко применяют оптические отбеливатели — производные кумарона, бензидина и др.

Бельтинг

(от англ. Belting — природный ремень) — тяжелая очень плотная и прочная техническая ткань. Применяется для изготовления конвейровых лент и прорезиненных многослойных приводных ремней. Вырабатывается полотняным переплетением из крученой хлопчатобумажной пряжи, а более прочные сорта бельтинга — с применением химических волокон.

Бесчелночный станок

ткацкий станок в котором уточная нить вводится в зев (пространство между нитями основы) не челноком, а с помощью прокладчика утка, рапир, игл, водяной или воздушной струи, выходящей из сопла под давлением. После каждого прокладывания уточной нити она обрезается. Благодаря повешению скорости прокладывания утка существенно возрастает производительность ткачества.

Блонды

кружева, изготавливавшиеся из шелка-сырца, который имел золотистый цвет. Отсюда и название кружев от фр. Blonde. Основными центрами производства блондовых изделий были французские города Канн, Байе, Пюи. Этот сорт кружев получил широкое распространение уже в XVIII веке. При музейной атрибуции имеет значение толщина нити орнамента и контура рисунка, что позволяет отличить кружева, изготовленные в XVIII веке, от изготовленных в XIX столетии. Появление специальной машины для производства кружевного полотна не отразилось на стоимости блондов, которые по-прежнему считались предметом роскоши. Особенно велика была их популярность в первой половине XIX века.

Бобрик

грубосуконная тяжелая толстая (свыше 4 мм) шерстяная ткань с начесанным стоячим ворсом на лицевой стороне. Отличается хорошими теплоизоляционными свойствами и износостойкостью. Применяется для пошива верхней одежды.

Бортовка

плотная полульняная или хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения, употребляется при шитье верхней одежды в качестве прокладки, придающей устойчивость ее формам (борта, грудь, плечи и т. д. ). Бортовка при отделке пропитывается аппретом (см. аппретирование) с целью повышения упругости при изгибе (жесткости) и уменьшения растяжимости.

Бостон

(франц. boston, от названия города Бостон), чистошерстяная ткань саржевого переплетения, вырабатываемая из гребенной мериносовой пряжи средних и высоких номеров (тонкой), скрученной в 2 и более нитей. Бостон выпускается главным образом гладкоокрашенным в темные цвета (синий, черный, коричневый) и предназначен для шитья костюмов.

Брезент

(от голл. presenning), плотная льняная, полульняная или хлопчатобумажная ткань, вырабатываемая из толстой пряжи, пропитанная водоупорными и противогнилостными составами. Брезент применяют для укрытия различных материалов, машин, а также для изготовления спецодежды, обуви.

Букле

шерстяная ткань, вырабатываемая из фасонных нитей мелкоузорчатым переплетением. Поверхность букле покрыта петлями и узелками. Из толстого букле шьют пальто и костюмы, тонкое идет на платье.

Бумазея

(франц. bombasin, от итал. bambagia — хлопок), плотная хлопчатобумажная ткань саржевого, реже полотняного переплетения с начесом на одной, обычно изнаночной стороне. Благодаря начесу бумазея очень мягка, пушиста, хорошо сохраняет тепло. Выпускается набивной, гладкокрашеной, иногда отбеленной. Употребляется для изготовления теплого белья и платья.

Бурдесуа

шелковое сырье посредственного качества, получаемое из поврежденных коконов шелковичного червя, шелковые охлопья. Обычно нити из такого шелка служили утком для тканей среднего и низшего качества.

Буфмуслин

особо тонкая, полупрозрачная хлопчатобумажная ткань. Это разновидность кисеи, но — наряду с зефиром, аброгани, вапером — ценилась несколько выше, чем обычная кисея. Известен как гладкокрашеный буфмуслин, так и расшитый.

Бучение

устаревшее название одного из видов термической обработки тканей — отварки.

Бязь

(араб. ), хлопчатобумажная плотная ткань полотняного переплетения. Бязь выпускается суровой (неотделанной) и беленой, набивной и гладкокрашеной. Используется для изготовления мужского и постельного белья. Беленая бязь обычно называется полотном.

Большая советская энциклопедия